Под развитием диапазона обычно понимают его увеличение, причем чаще всего говорят об увеличении количества нот в верхнем регистре. Это не совсем верно, поскольку пение нот нижнего регистра так же часто вызывает затруднения, но именно верхние ноты кажутся такими сложными и именно к этим нотам вокалисты подходят с таким напряжением. В этом как раз и кроется главная проблема.
Вы когда-нибудь слышали профессионального пианиста, который все ноты в первой октаве играет ровно, легко и гармонично, а все ноты во второй и третей октавах - резко, надрывно и неестественно? Обратите внимание, как играют великие музыканты. Когда музыкант переходит в верхние октавы, напряжение в руках, а значит и в звуке, становится минимальным, а движения становятся легче, причем четкость не теряется. То же верно и для вокалистов. Напряжение мышц, участвующих в образовании звука, должно быть минимальным, тогда голос будет звучать легко и естественно. Казалось бы, что тут сложного – не напрягаться, а ведь иногда на то, чтобы добиться этого, уходит не один месяц упорных занятий.
Я привожу сравнение с пианистом не случайно. Голос – это тоже инструмент, а значит им тоже нужно научиться владеть.
Что значит владеть своим голосом как инструментом?
Задача любой профессиональной постановки вокала – придти к своей истиной природе, своему истинному звуку, к себе настоящему. Для этого нужно отказаться от ложной постановки голоса за счет участия мышц гортани и нижних резонаторов, отказаться от всех украшений, мелизмов, и псевдо-джазовой манеры исполнения.
На моих занятиях мы приходим сначала к самому простому, самому естественному звуку. Я называю его «обезличенным», потому что в нем нет эмоций, в нем нет артистизма, в нем нет и всего того, что вам понадобится лишь впоследствии, на сцене. В нем есть только правильный выдох и настоящий тембр. Этот звук является первичным, он – основа. И только потом можно говорить о создании индивидуальной манеры и отработке опеваний.
Таким образом, развитие диапазона предполагает, прежде всего, приобретение правильной вокальной техники, что в свою очередь приведет к расширению диапазона и снятию напряжения во время пения верхних нот.